Принесший Беларуси первое на лондонской Олимпиаде золото 44-летний Сергей Мартынов, который за явным преимуществом победил в стрельбе из малокалиберной винтовки с дистанции 50 м, пояснил журналистам, почему не спешит брать на вооружение новые винтовки, патроны и экипировку, отметил долю везения в своем успехе и назвал финал олимпийского турнира далеко не самым тяжелым в своей жизни.
- За 30 лет в пулевой стрельбе в вашей коллекции накопилось огромное число титулов, но звания олимпийского чемпиона до сих пор не было. Нет ощущения, что фортуна наконец-то отдала долги и справедливость восторжествовала?
- Может быть, что-то в этом есть. Хотя все предыдущие заслуги на Олимпиаде не дадут вам никаких гарантий. Стрельба лежа - непредсказуемый вид, и даже если ты выиграл накануне несколько предыдущих соревнований, то это не дает привилегий. Разве что уверенности в себе добавится. А кто будет в финале - вещь непредсказуемая. Стало ли для меня сюрпризом второе место бельгийца Лионеля Кокса? Ничего удивительного в этом не вижу.
- Почему китайцы не попали в финал?
- Не повезло. Стрелять они умеют, у них много хороших спортсменов. Но нельзя же Китаю забирать все медали, надо оставить и другим немного.
- В чем секрет вашего безоговорочного преимущества над конкурентами? В квалификации вы седьмой раз в карьере выбили максимально возможные 600 очков, снова повторив мировой рекорд. А в финале нарастили перевес более чем до 4 баллов.
- Результат складывается из мелочей и случайностей. "Десятка" на мишени маленькая, и нет никаких гарантий, что в нее попадешь. Но у меня на этот раз получилось 600 баллов. Хотя два выстрела были такими, что могли и не зацепить "десятку". Сотая доля миллиметра в сторону на границе "9" и "10" - и исправить уже ничего невозможно. Так что повезло немного. А вот Раймонду Девебецу из Словении, который после квалификации был третьим, было тяжелее удержать эту позицию в финале. Ведь сразу пять человек шли за ним с отставанием всего в одно очко.
А вообще предпосылки к моему успеху были, ведь последние 10 стартов в стрельбе лежа я был с медалями. Тяжело, правда, с такими мыслями выходить на старт: мол, были медали все время, а сейчас, на Олимпиаде, что-то может не получиться. Ведь не только я от себя ждал медали, а и много людей вокруг. Но у меня получилось эти мысли пустить по боку, чтобы они не отвлекали от основной задачи. И результата удалось добиться. Может быть, немного где-то и повезло. Это был не самый тяжелый финал в моей жизни по эмоциональному напряжению. Свою роль сыграл и приличный отрыв от соперников по итогам квалификации. Все-таки отставание шедшего четвертым соперника составляло 5 очков. В стрельбе лежа отыграть такое практически невозможно. Хотя золота это мне, конечно не гарантировало. А вот в середине финала, когда отрыв рос и рос, появилась уверенность в победе. О повторении же рекорда мира задумался под самый конец финала. Когда золотую медаль уже почти в руках держал, легко стрелялось.
- Почему такой именитый стрелок, как победитель двух последних первенств планеты и лидер мирового рейтинга Сергей Мартынов, использует старые винтовку, патроны и экипировку…
- У меня нет каких-то предубеждений или недоверия к новому оснащению. Просто выбираешь то, что тебе подходит. Я пользуюсь винтовкой "Аншутц" 1999 года выпуска, хотя у меня есть и новая, ныне модная - "Блэйкер". Но перед Олимпийскими играми было поздно что-то менять, и я ее не трогал пока. А экипировка хоть и старая, 1996 года, но приносит результат. А коли так, зачем что-то менять? Хотя есть у меня и новая экипировка. Что касается патронов, то давайте не будем трогать эту тему. Она бесконечная, причем не только у нас, а у всех. Идеальные патроны никто не делает, поэтому приходится лежа на рубеже разгребать кучу и выбирать из того, что есть. Я часто пользуюсь еще советскими патронами "Олимп" 1985 года выпуска, и зачастую они лучше многих современных.
- Как вам олимпийское стрельбище? В апреле вы его уже опробовали на предолимпийских тестах. И, несмотря на победу, набрали невысокую сумму баллов.
- Тогда прохладно было, а сейчас погода лучше. Сегодня в самом конце квалификации, когда оставалось 10-15 выстрелов, поднялся ветер, были проблемы. На других соревнованиях обычно смелее стреляю: попал не попал - черт с ним. Но Олимпиада - турнир другого ранга. Сегодня приходилось терпеть и ждать.
- Где в вашей квартире займет свое почетное место ваша первая золотая олимпийская медаль?
- Да нет у меня такого места. Положу в шуфлядке где-нибудь. У меня на стене ни одной медали не висит. Да и вообще эта медаль сильно жизнь мою не изменит. Все как было, так и останется.
- Планы на следующие Игры в Рио-де-Жанейро не строите?
- Не задумывался еще. Буду выступать до тех пор, пока стрельба будет приносить удовольствие. Считаю, в первую очередь нужно думать об этом, а потом уже о медалях.
- Не хотите замахнуться на рекорды спортивного долголетия?
- Опять же не могу сейчас ничего сказать. Многие ветераны ведь на Олимпиаду не по отбору попадали, а по "дикой карте", их организаторы приглашали. Если и меня когда-нибудь пригласят - поеду.
- Как думаете, ваше олимпийское золото поможет улучшению материально-технической базы стрельбы, которая далека от желаемой?
- Эти вопросы не мне нужно задавать. Я в них ничего не решаю.
- Внешне вы выглядите очень спокойным и неэмоциональным. Когда волновались в последний раз?
- Сегодня волновался. Ну а спокойствие… Наверное, работа накладывает отпечаток.
- Молодежь часто обращается к вам за советами?
- Они уже на таком уровне, что каждый сам себе тренер.
- И даже 19-летний Илья Чергейко?
- В свои годы он попадает так, что дай бог каждому.
- Кто вас ждет дома?
- Жена Оксана и две дочки: Настя и Маша. Занимаются плаванием. Неплохо вроде получается.
- Долго еще в Лондоне пробудете?
- До 8 августа. Буду переживать за белорусов. Хотел бы на плавание сходить. А коллегам пожелаю везения, терпения и удачи. Моя же программа выступлений уже исчерпана.
Сергей ВИШНЕВСКИЙ,
БЕЛТА, ЛОНДОН.
Источник